Наступает время сезонной смены шин и у покупателей появляются вопросы. В частности о зимних покрышках, что продают с так называемой «щетиной», где резиновые волоски «растут» из протектора на сантиметр. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает, что это такое и стоит ли покупать автомобильную «обувь» с подобной «растительностью».
«Щетина» на протекторе — это своеобразный резиновый облой, который получается в процессе производства шины на заводе. Он появляется, когда резиновая смесь выдавливается из пресс-формы при вулканизации. Скажем, французы из компании Michelin называют их «тетинками», от слова tetine.
Косвенно по высоте этих волосков можно судить о жесткости покрышки. Если волоски маленькие или их нет совсем, это может сказать о том, что в протекторной смеси использовано большое количество сажи. То есть, покрышка жесткая. Ее ротекторная часть более стойкая к истиранию. Но зимой все же лучше использовать шины с более мягким компаундом. Он лучше цепляется за снег и лед.
Еще один важный момент: «щетина» может реально влиять на поведение авто, но лишь при торможении на льду. По результатам теста на одном из полигонов Финляндии выяснилось, что резиновые волоски улучшают сцепление на льду на 5—8% в продольном направлении и на 2—3% — в поперечном. Дело в том, что «щетина» работает как шипы. В лед, конечно, не вгрызается, но точно увеличивает давление на него. Вот сцепление и улучшается. При этом «держак» зависит от того, как ложатся волоски в пятне контакта покрышки с дорогой. Отсюда и диапазон измерений, а не точные цифры. Ну а в снегу или на асфальте «щетина» бесполезна и на поведение автомобиля не влияет.
Скептики возразят, мол, 8% — это ничтожно мало. Да, это немного, но в аварийной ситуации важна любая мелочь. И если эти восемь процентов «играют» в пользу водителя, столкновения может и не произойти.
Имейте ввиду и то, что любые новые шины, особенно шипованные, требуют обкатки. Она нужна, чтобы «гвозди» лучше сели в свои посадочные гнезда. Поэтому в первую тысячу километров пробега сцепные свойства шин чуть хуже заявленных производителем. В этот момент на помощь и приходят «тетинки». Затем — в процессе обкатки — «щетина» стирается, а вот шипы прочно садятся на свои места, обеспечивая эффективное торможение на льду. Так что не стоит бояться «тетинок». Это, скорее, достоинство покрышки, и никакой опасности они не представляют.
Автор: Виктор Васильев